• Павел Белоус

Страдания «без причины»

Обновлено: 14 нояб. 2019 г.


Трудности и страдания встречаются в жизни у каждого человека. Возможно они возникают в разные периоды жизни и с разной степенью, но однозначно их совершенно неприятное посещение неминуемо. Вот почему тема страданий практически также актуальна для нас как и тема любви. Всем хочется любви и никому не хочется страдать. Эти темы интересуют каждого. Отсюда так много рассуждений о них самого разного толка, заполняющие весь спектр от одной крайности до другой.

В настоящем штрихе я бы хотел коснуться лишь одной маленькой, хотя и невероятно важной детали, касающейся страдания, которую я понял, читая книгу Иова и книги об этой части Писания. Чтобы представить ее я хотел бы перед этим упомянуть скорее всего самую распространенную концепцию, относительно страдания, боли и всяческих трудностей. Эта концепция заключается в том, что страдания даются тому или иному человеку в той или иной степени по какой-либо причине, заключенной в самом человеке. Другими словами, когда с нами что-то случается, мы сразу хотим понять причину этого. Причем ищем ее именно в самих себе. «За что?» - кричит наше нутро, испытывая боль от внезапной болезни, потери близкого человека, неудавшегося плана, или просто от совокупности мелких неурядиц, вызывающих в нас состояние угнетенности. В некоторых этот вопрос остается риторическим и не предполагает реальных поисков ответа, а в последствии выражается обидой либо на Бога, либо на людей, либо на себя, либо просто нервозностью, пассивностью и безразличием к жизни. Другие стремятся «разложить все по полочкам» и докопаться до сути того, что несет в себе та или иная кризисная ситуация. Это становится чем-то похожим на расшифровку «языка страданий», который пытается нам сообщить что-то важное. Данная позиция найти точную этиологию (т.е. причину) тяжелого положения имеет огромное нравственное значение и безусловно правильна в «львиной доле». Именно поэтому, к примеру Бог дал человеку боль в животе, при язвенной болезни. Продуцируя боль, организм на «языке страданий» сообщает нам, что причиной нашего дискомфорта является неправильное питание или микроорганизм, бушующий в желудке, или еще что-то, что требует решения. Неудачи, физические болезни, трудные обстоятельства, в общем все, что вызывает страдания, действительно должно нами восприниматься как необходимость особенно тщательно проанализировать себя, чтобы обнаружить, признать и раскаяться в конкретных грехах или тенденции к ним (примером тому сорок лет путешествующий в пустыне израильский народ, страдания Новохудоносора и др.). Суммируя, мы становимся солидарны со многими людьми, считающими, что большинство страданий – результат НАКАЗАНИЯ от Бога для призыва к покаянию.

Когда же мы, хоть и признавая свою греховную природу, не видим особенного, явного, повторяющегося греха, тогда в нас возникает некий ступор нашего практического богословия. А иногда это осложняется еще и тем, что страдания, вызванные различными трудностями носят хронический характер. Уже и месяц, и год, и даже не один тяжело, а конкретной причины казалось бы нет! В данной ситуации есть еще один «золотой ответ». Этот ответ заключается в том, что второй, наиболее важной причиной страданий может быть ИСПЫТАНИЕ. Данная причина, уже не совсем упирается во внутренние проблемы человека, а может быть спровоцирована Богом для усовершенствования Его преданного служителя. Подобно огню Бог очищает нас, чтобы сделать еще более духовными и верными. Как спортсмена Он тренирует для достижения более высоких результатов. Это может быть для подготовки к более высокому служению, или миссии, или для преображения в «полный возраст Христов» (так растил Бог Моисея, Давида и многих других). И эту причину мы также знаем и, конечно, согласны с ней...

Вот собственно и все, что как правило приходит в голову, когда мы думаем о страдании. Есть, конечно, те, кто вникая в эту тему более подробно может вспомнить о том, что страдание человека может быть средством Бога для прославления Себя перед другими людьми (исцеление слепого от рождения, воскрешение Лазаря и др.), или пример того, что может быть с другими в случае неповиновения Богу, т.е. тоже Евангелизация (побитые Силоамской башней, Содом и Гоммора), просто притча о будущем (страдания пророка Иеремии, Ездры), или некоторые иные частные причины. Однако все они в той или иной степени, через короткое или длинное время становятся известными. Т.е. причина страданий в итоге раскрывается.

Вся вышеописанная концепция имеет одно большое общее – ЕСТЬ ПРИЧИНА для страдания. Может быть у одного одна, а у другого другая, но есть! Может узнается раньше или позже, но станет понятной! Вот почему для меня большим «открытием», которое и стало причиной этого эссе-ремарки, стало то, что показывает книга Иова. Сколько я себя помню я воспринимал историю Иова именно как пример ИСПЫТАНИЯ, хотя истинная и первичная причина происходящего не совсем испытание Иова (даже не смотря на то, что пережитые страдания проверили Иова). Однако эта книга скорее о том, что СТРАДАНИЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ МОГУТ БЫТЬ БЕЗ ПРИЧИНЫ! И когда я говорю «без причины» я имею ввиду не то, что события не были ни чем обоснованы, и беспричинны в абсолютном смысле, совсем нет. Суть того, что произойдет с Иовом очевидна уже с самых первых глав, которые раскрывают происходящее на небе, где Бог дискутирует с дьяволом о том, может ли человек быть верен Богу не по причине выгоды, а из искренних сердечных побуждений, т.е. истинная и первичная причина произошедшего с Иовом – Божье решение опровергнуть клевету сатаны. Но, под понятием «без причины» я подразумеваю то, что НА ЗЕМЛЕ, т.е. в жизни Иова, эта небесная картина так никогда и не будет раскрыта! Т.е. Иов и его друзья так никогда и не поймут истинной причины, того что вызвало одни из самых ужасных страданий описанных в Библии. Для Иова причина его невыносимых страданий, через которые ему пришлось пройти, так никогда и не будет раскрыта! Для него все, что произошло с ним в те тяжелые дни, так и останется «загадкой». Все это конечно же его многому научило (и мы вспомним еще чему) и имело огромный смысл, но так и осталось историей со «страданием без причины». Это удивительно, но в конце книги, когда Иов-таки добивается аудиенции с Богом, ожидание того, что Бог сейчас все объяснит и Иов вздохнет, стряхнет слезу и скажет: «А, ну теперь все попнятно!», так и не оправдывается! Бог так ничего Иову и не объяснил относительно реальной причины его изломанной жизни! Это меня искренне удивляет, шокирует, смиряет и очень сильно помогает... Помогает, потому что дает осознание, которое я бы желал всем, что суверенный и всемогущий Бог может делать то, что Он считает нужным в нашей жизни, при этом мы не всегда будем знать истинную причину происходящего, и наши страдания могут так и остаться «безпричинными». Другими словами, кроме первичного концепта поиска причины страдания, я усвоил еще и концепцию того, что бывают «страдания без причины». И если, после тщательного анализа, я приду к выводу, что трудная ситуация в моей жизни – это не результат греха, и даже не тренировка (хотя косвенно это всегда будет тренировать и проверять), не случай, когда Бог прославится в исцелении и избавлении, и не результат еще какой-либо известной мне причины, то я буду понимать, что есть еще и те страдания, которые мы можем назвать не бесмыссленные страдания, но «страдания без причины».

И как любая концепция практического богословия не должна оставаться простой теоремой, не находящей места в жизни, так и рассуждение о «страданиях без причины» я хочу завершить тем, чтобы увидеть его практическое значение, которое так же ярко проявляется в книге Иова, и наиболее четко объясняется в последних главах. Это значение является тем уроком, который усвоил Иов. После долгих и непоколебимых оправданий себя перед друзьями, добившись возможности «пообщаться» с Богом, чтобы «выяснить отношения» Иов, вместо оправданий и даже объяснений от Бога, получает ясное, сильное и недвусмысленное подтверждение всевластия, суверенности, мудрости и ведения Бога в отношении самых мелких и самых глобальных событий. Другими словами, Иов понимает одну простую вещь – у Бога все под контролем и любая происходящая в жизни вещь, ПОНИМАЕШЬ ЛИ ТЫ ЕЕ ПРИЧИНУ ИЛИ НЕТ, не случайна, запланирована и нужна! Осознав эту истину у Иова проявляется практическое применение – он закрывает свои уста, он смиряется. С этого Иов начал, сказав: «Бог дал, Бог взял» и к этому, только с гораздо большим осознанием, он вернулся. Бог, который поставил Иова сатане в пример, по Отцовски заботливый, милосердный и щедрый (давший Иову все и до и после страданий) произвел то, что считал нужным – показал через выдержку Иова непобедимую силу возрожденного Богом сердца.

Трудности и страдания встречаются в жизни каждого человека. Возможно они возникают в разные периоды жизни и с разной степенью, но однозначно их совершенно неприятное посещение неминуемо. Очень хочу, чтобы мы искали причину страданий и становились ближе к Богу, Который нас учит и взращивает, а когда не найдем причину страданий, чтобы мы становились еще ближе к Богу, Который нас смиряет и любит, и еще больше прославили Его в спокойном, хоть и израненном сердце...


#Библия #страдания

35 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все