Путь наверх идёт вниз: 7 признаков смирения
Автор: Пол Тотджес
Божьи принципы лидерства совершенно противоположны человеческим. Подумайте хотя бы об одном из них. Если человек хочет возвыситься, он возвышается. Если он хочет подняться по карьерной лестнице, он поднимается (часто наступая при этом на немалое количество людей). Если человек хочет занять самое важное место на банкете, он занимает его. Вот так просто. Однако, согласно Божьей модели прославления, путь наверх не идёт вверх, он идёт вниз. Именно того, кто занимает самое незаметное место в комнате, могут попросить занять самое главное место (Лк. 14:7-10). Тот, кто становится слугой всем, однажды будет самым важным в Царстве. (Mк. 10:43). Возвышенным будет не тот, кто меняет роли, но тот, кто подчиняется Божьей упорядоченной структуре власти (1 Пет. 2:18-20). В Божьей системе путь наверх идёт вниз.
Никто не иллюстрирует этот принцип лучше, чем Иисус, который уничижил Себя до положения слуги, вымыв грязные и вонючие ноги Своих несовершенных и грешных учеников (Ин. 13). Давайте поразмышляем о смирении в сознании Христа, которое Он имел, до того, как вымыть ноги учеников (на самом деле, до Его пришествия на землю), и о смирении, которое Он проявил после этого – о величайшем проявлении смирения Христа через смерть.
Для начала прочтите Филиппийцам 2:1-11. Ссылки на стихи в скобках ниже относятся к этому отрывку. Поразмышляйте со мной о семи признаках смирения, образец которого дал Иисус. Молитвенно просите Святого Духа обличить ваше сердце и вскрыть гордость, в которой нужно исповедаться, показать вам мысли и поступки, к которым нужно стремиться, чтобы ставить других выше себя.
Смирение начинается в разуме. Апостол увещевает верующих «иметь одни мысли» (ст. 2) друг ко другу, потому что смирение – связующий клей в любых христианских отношениях – начинается в разуме. До смирения перед зачатием во чреве Девы и рождением в грязном хлеву, Иисус осознанно думал о Себе (а значит и относился к Себе), как о Том, кто ниже людей, спасаемых Им.
Смирение – это осознанный волевой выбор. Почитание «один другоговысшим себя» (ст. 3) становится результатом решения воли «ничего не делать по любопрению или по тщеславию» в послушании воле Отца. Иисус решил противостоять любому пути – широкому или узкому – целенаправленно ведущему Его к самопрославлению.
Смирение – это качество сердца. Осознанное решение воли может быть холодным и жёстким (у нас, но не у Иисуса). Ничего подобного не было в случае с самоуничижением Иисуса. Когда Он избрал превознести нас и нашу нужду в искуплении прежде Своего права принимать поклонение каждое мгновение каждого дня с каждым вздохом, который когда-либо делали люди, это решение проистекало из сердечной любви. Действительно, как Иисус любил Двенадцать… вечной любовью, «Он до конца возлюбил их» (Ин. 13:1), так Он возлюбил и нас. Отсюда и призыв апостола иметь «те же чувствования, что и во Христе Иисусе » (ст. 5).
Смирение уничижает себя и одновременно связывает возможность любого возвышения в будущем лишь с Богом. Смирение довольствуется отсутствием любого земного признания из-за бесконечного превосходства небесного. Иисус отказался относиться к собственному праву на личную славу, как к чему-то, что нужно удерживать, т.е. то, за что нужно держаться крепко и никогда не отпускать, но уничижил Себя. [Здесь размышления автора основаны на переводе, где вместо слова «хищение», как в Синодальном переводе, используется выражение «то, за что нужно держаться» – Прим. переводчика.] Он уничижил Себя только в том смысле, что принял на Себя нечто чуждое – немощь человеческой плоти, временно скрывшей полноту Его славы. Он уничижил Себя, приняв образ раба.
Конец земного смирения – смерть. Настоящее смирение не ожидает славы в течение этой короткой жизни, но принимает смерть, как свой справедливый конец (самое меньшее – смерть для себя, но, возможно, и физическую смерть, как в случае со Спасителем). Иисус смирил себя «даже до смерти» (ст. 8). Автор жизни подчинил Себя смерти – справедливому наказанию, предназначенному для грешников, которые попрали первую заповедь Творца (Быт. 2:17).
Смирение принимает возможность земного позора. Иисус не умер в уединении, в стерильных больничных условиях. Это случилось на виду у всех, и его смерть была настолько постыдной и презренной, насколько может быть смерть, вызванная беспросветным грехом. Именно поэтому апостол выбрал слова «…и смерти крестной» (ст. 8). Распятие было самой унизительной из известных форм пыток, применяемой римлянами. Иисус знал это наперёд… перед тем, как Он решил подчинить Свою волю Отцу, КоторомубылоугоднопоразитьЕго (Ис. 53:10).
Конец небесного смирения – превознесение. «Посему» подводит итог (ст. 9). Окончательный результат добровольного уничижения Иисуса – Его превознесение одесную Отца и принятие «имени выше всякого имени». Однажды Спасителя, Который тогда проявил смирение, признают преславным Господом, что всегда было Его истинным статусом. Тогда и только тогда всё творение должно будет преклониться перед престолом Агнца и в совершенстве познать Его справедливое превознесение Отцом (ст. 10). Когда это произойдёт, всякий язык обретёт свободу прославлять Его, провозглашая, что «Он Господь».
Comments