top of page
Фото автораПавел Белоус

Как слушать экспозиционную проповедь

Автор: Рейган Роуз

Последние два десятилетия наблюдается возрождение экспозиционной проповеди в церквях – проповеди, в которой библейский текст действительно разъясняется и применяется. Однако экспозиционную проповедь очень трудно подготовить. Вот почему Павел пишет, что верные служители, а особенно те, которые усердно трудятся в проповеди и учении, достойны двойной награды (1 Тим. 5:17). При всех этих усилиях верных проповедников, не следует ли и нам, сидящим на церковных скамьях, постараться быть верными слушателями?

Некоторые пасторы проводят больше 20–30 часов в неделю в подготовке к воскресной проповеди. Поэтому очень печально, что большая часть его стараний, которые он прикладывает, чтобы насытить наши души, зачастую растрачиваются впустую из-за невнимательных слушателей. Хуже всего то, что при этом Господь предназначил проповедь Слова как особое средство освящения Своего народа. Божье Слово исполняет Божье дело (Ис. 55:10–11). А мы упускаем это милосердно предоставленное благо, когда отвлекаемся во время проповеди Слова.

Причина невнимательности слушателей кроется в том, что, в то время как многие проповедники годами оттачивают свое мастерство в приготовлении проповеди, продолжая учиться и после получения образования, обычного члена церкви никогда не учат тому, как следует слушать экспозиционную проповедь.

Слушание проповеди сходно с умением читать или готовиться к проповеди и является навыком. Этому можно научиться. Слушать можно хорошо или плохо. Вы можете возразить, упомянув, что выслушали уже много проповедей, но любая мама, имеющая маленьких детей, скажет, что существует огромная разница между «слышать» и «слушать». Слушать – это намного больше, чем просто слышать слова. Слушание включает в себя восприятие, задавание вопросов и критику услышанной информации. Боюсь, что многие христиане в своей жизни никогда не слушали ни одной проповеди так, по-настоящему.

Цель слушания

Возможно, мы не придаем должного значения слушанию, потому что не понимаем цели выслушивания проповеди. Подходят ли к вам после богослужения со словами: «Разве эта проповедь была не прекрасна, а?». Но что делает проповедь прекрасной? Это означает, что проповедь была короткой? Или же вы узнали что-то новое? Она заставила вас смеяться или плакать? Или же проповедник все время удерживал ваше внимание? Во всем перечисленном нет ничего плохого, но нам следует понимать, что проповедь существует не для развлечения, не для ознакомления с Библией и не для того, чтобы испытывать разные эмоции.

Мы слушаем проповеди для того, чтобы наш разум преобразовывался через Божье Слово, чтобы ваша жизнь сильнее изменялась в образ Христа силой Слова Божьего, которое применяется Духом Божьим (Иак. 1:22; Рим. 12:2).

Стало быть, слушать экспозиционную проповедь – серьезное дело. Итак, давайте рассмотрим три навыка в слушании проповеди, которые помогут нам извлекать максимум из воскресной проповеди. Мы не будем затрагивать некоторые очевидные моменты. Необходимо еще до богослужения ознакомиться с текстом Писания и пересмотреть его после проповеди, но мне хотелось бы сосредоточиться на том, что нужно делать во время проповеди Слова.

Слушать активно

Если взять бейсбол, то существует большая разница между активным и пассивным кетчером. Я знаю, что говорю, потому что мне в голову несколько раз попадало мячом. Активный кетчер сосредоточен, он готов к броску и наблюдает за остальными игроками. Он поглощен игрой. Пассивный кетчер, с другой стороны, просто наслаждается хорошим деньком и рад, что проводит его на воздухе. Каждый новый бьющий и любая бабочка отвлекает его внимание. В лучшем случае, он ловит только часть мячей и совсем немного помогает команде.

То же самое верно в отношении слушателей. Пассивный слушатель сидит в церкви и надеется, что при достаточном количестве кофе и если пастор будет в ударе, то он отправится домой с парой полезных советов для своей христианской жизни. Но нам нужно делать нечто больше, чем просто сидеть и надеяться, что один-другой пункт проповеди случайно угодит в нашу образную перчатку-ловушку. Если вы не слушаете активно, то вы все пропускаете!

Как же слушать активно? Конспектируйте. 

Возьмите блокнотик или листок бумаги. Сверху напишите название проповеди, дату, имя проповедника и текст, на который он проповедует. Затем просто слушайте и записывайте в общих чертах структуру проповеди, когда проповедник указывает ее главные пункты.

Тут важно заметить: смысл конспектирования проповедей не в том, чтобы документально зафиксировать проповедь. Вы – не стенографист (если да, тогда благодарю вас за службу в системе правосудия. Но в воскресенье дайте себе отдохнуть). Я редко возвращаюсь к своим заметкам после того, как просмотрю их на неделе, когда была сказана эта проповедь.

Конспектировать проповедь нужно для синтеза: вы стараетесь уловить, что проповедник извлекает из Библии, и совмещаете это с тем, что уже знаете из Библии и своей христианской жизни. Это похоже на черновик во время экзамена по математике. Вы его просто используете. Эти заметки – просто наковальня, на которой проповедь и ваши знания сливаются воедино, чтобы ваше понимание возрастало и ваше освящение получало подпитку.

Слушать, задавая вопросы

Если человек – хороший слушатель проповедей, это значит, что он заинтересован, а заинтересованность выражается в хороших вопросах. В каких вопросах? Во-первых: “О чем эта проповедь?”. Хорошая экспозиционная проповедь предлагает одну главную мысль, посылку или тезис, который извлекается из текста (хотя, он может поддерживаться и другими текстами). Иногда пастор идет напрямик и сразу объявляет свой тезис, а бывает, его очень трудно распознать. Вопрос, на который вы должны искать ответ: “какой тезис или какая главная мысль утверждается в этой проповеди?”. Может случиться так, что вы не поймете его до середины или до конца проповеди, но как только вы поймете, что уловили главную мысль, запишите ее. Это приведет вас к другим вопросам.

Во-вторых, спросите: “Каким образом главные пункты этой проповеди поддерживают основной тезис?”. Многие проповедники-экспозиторы делают план проповеди весьма четким, например, “Три причины, чтобы перестать грешить”, что облегчает вашу задачу, как слушателя, потому что вам предоставляется структура аргументации в проповеди. Однако если проповедник этого не покажет, вам, возможно, придется разбираться самому. Между главными пунктами и главным тезисом должна быть ясная связь. Вы должны также попытаться проследить аргументацию внутри этих главных пунктов. Какие тексты он использует для подтверждения этой мысли? Как это соотносится с библейским текстом, на котором основывается проповедь? А имеются ли другие тексты, которые поддерживают эту мысль? Что в моей жизни нужно изменить в соответствии с этими истинами? Как это повлияет на мое представление о Боге?

Слушать критически

Хороший слушатель не просто задает вопросы, он также взвешивает и саму проповедь. Доказал ли пастор свое утверждение? Действительно ли все, что он говорит, берется из библейского текста? Известны ли вам тексты, которые, кажется, вступают в противоречие с его выводами? Я не говорю, что вы должны превратиться в несносного вредителя, который только и ждет, где пастор споткнется, мы должны быть добрыми верийцами (Деян. 17:11). Кроме того, я уверен, что ваш пастор не хочет, чтобы вы просто проглатывали все, что он говорит. Он хочет, чтобы вы рассуждали.

Возьмите записанные вами вопросы и критические замечания и постарайтесь самостоятельно найти на них ответы. Может быть, вы что-то не видите? Возможно, ваше неверное понимание текста вступает в противоречие с проповедью. Возможно, проповедник оговорился или просто был неправ. Разберитесь с этими вопросами. Найдите ответ. Поработайте над этим. Мы с вами говорим о вашем духовном росте.

Экспозиционная проповедь верного пастора – это благословение от Бога. Почему же тогда мы часто сидим на лавках со стеклянными глазами, когда пастор достойно разъясняет Слово для нашей пользы? Мы должны размышлять о Боге, а вместо этого мы грезим о том, что закажем себе на обед в кафе после богослужения. А в это самое время, этот Божий человек предоставляет нам пир, который он с усердием приготовил для нашей духовной пользы. Позвольте мне заверить вас: духовный аромат и питательность хорошей экспозиционной проповеди при ее правильном употреблении, всегда превзойдет вкус разогретой в микроволновке сырной палочки. Поэтому, не сидите себе просто с открытым ртом. Пережевывайте. Слушайте. И пусть проповедуемое Слово послужит вашему преобразованию.

161 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


пост про страдание
bottom of page