top of page
Фото автораПавел Белоус

Всевластие Бога

Автор: Джон Мак-Артур

Не существует доктрины более пренебрегаемой природным мышлением, чем доктрина об абсолютном Божьем всевластии. Человеческая гордость питает отвращение при мысли, что Бог во всем предписывает Свой порядок, все контролирует и абсолютно всем управляет. Плотское мышление пылает враждебностью по отношению к Богу и не выносит библейского учения о том, что все происходит не иначе, как по Его промыслу. Более всего для плоти ненавистно представление о том, что спасение — это исключительно Божье действие. Ведь, если Бог избрал кого-то ко спасению и Его выбор был сделан прежде основания мира, тогда верующие не могут приписать себе заслуги ни в одном из аспектов спасения.В конце концов, именно этому так ясно учит Писание. Даже вера — это милосердный Божий дар Его избранным. Иисус сказал: «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Иоанна 6:65). «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Матфея 11:27). Поэтому ни один человек из числа спасенных не имеет повода этим спасением хвалиться (Ефесянам 2:8-9). «У Господа спасение!» (Иона 2:10).Доктрина божественного избрания недвусмысленно излагается на протяжении всего Писания. Например, в Новом Завете из одних только посланий мы узнаем, что все верующие — «избранные Божьи» (Титу 1:1), что мы были «предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Его» (Ефесянам 1:11; курсив добавлен), что «Он избрал нас в Нем прежде создания мира…, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефесянам 1:4-5). И «притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Римлянам 8:28-30).Петр писал нам как людям, «избранным по предведению Бога Отца» (1 Петра 1:1-2). Употребляя слово «предведение», он не имеет ввиду, что Богу заранее было известно, кто уверует, и поэтому Он избирал, как бы предвидя их веру. Скорее, Петр подразумевает, что Бог решил прежде времен познать их, возлюбить и спасти, и Он избрал их, не принимая в расчет то доброе или худое, что они смогут сделать. Писание учит, что Бог в Своем всевластии делает выбор «по благоволению воли Своей» и «по определению Совершающего все по изволению воли Своей». То есть, не существует никаких внешних причин, которые находились бы вне Его Самого. Конечно, Бог не избирает определенных грешников ко спасению на том основании, что в них есть что-то достойное похвалы или потому что Он предвидит, что эти грешники тоже выберут Его. Он избрал их исключительно потому, что пожелал сделать это. Бог провозглашает: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, …говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Исаия 46:10). Он не зависит от решений других. Его цели в избрании одних и отвержении других сокрыты в тайне изволения воли Его.Кроме того, все, что существует во Вселенной, существует потому, что Бог допустил это, постановил и назначил этому быть. «Бог наш на небесах; творит все, что хочет» (Псалом 113:11). «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Псалом 134:6). Он «совершает все по изволению воли Своей» (Ефесянам 1:11). «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Римлянам 11:36). «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Коринфянам 8:6).А как же грех? Бог — не автор греха, но Он, несомненно, допустил его. Это важная составляющая Его предвечного промысла. Бог преследовал определенную цель, когда допускал грех. Бога нельзя обвинить в существовании зла, равно как и вменить Ему это в вину (1 Царств 2:2: «Нет [столь] святого, как Господь»). Хотя, разумеется, когда грех вошел во Вселенную, Бог не был застигнут им врасплох и не стоял беспомощно, будучи не в силах его остановить. Мы не знаем, для чего Бог допустил грех. В самом широком смысле понятно, что Он допустил грех, чтобы явить Свою славу — качества, которые нельзя было бы обнаружить, если бы не было зла — милость, благодать, сострадание, прощение и спасение. И Бог иногда использует зло, чтобы достичь добра (Бытие 45:7-8; 50:20; Римлянам 8:28). Каким образом так может быть? Писание не отвечает на все вопросы, но учит, что Бог безгранично всевластен, совершенно свят и абсолютно справедлив.По общему признанию эти истины с трудом воспринимаются человеческим мышлением, однако, Писание не допускает разномыслия на этот счет. Бог контролирует все, вплоть до права избрания тех, кто будет спасен. В 9 главе Послания к римлянам Павел излагает эту доктрину в качестве неотъемлемого условия, показывая, как Бог избрал Иакова и отверг его родного брата Исава. «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего)» (ст. 11-12). Несколькими стихами позже Павел развивает мысль: «Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (ст. 15-16).Павел предвосхищает аргументы против божественного всевластия: «Ты скажешь мне: «За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»» (ст. 19). Другими словами, не упраздняет ли Божье всевластие ответственность человека? Но Павел, не предлагая философского ответа или глубокого метафизического аргумента, с большей охотой просто выговаривает скептика: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?» (ст. 20-21).Священное Писание не исключает ни божественное всевластие, ни ответственность человека. Мы должны принять обе стороны этой истины, хотя можем и не понимать, как они согласовываются друг с другом. Люди ответственны за то, что они делают с Евангелием или с тем светом, который они имеют (Римлянам 2:19-20), поэтому наказание справедливо в случае, если они этот свет отвергают. И те, кто отвергает, делают это по собственному желанию. Иисус горько сокрушался: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Иоанна 5:40). Он предупреждал неверующих: «Ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Иоанна 8:24). В 6 главе Евангелия от Иоанна наш Господь объединил Божье всевластие и ответственность человека, когда сказал: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон» (ст. 37); «воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (ст. 40); «никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (ст. 44); «истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (ст. 47) и «для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (ст. 65). То, каким образом эти две действительности могут быть справедливыми в один и тот же момент, можно понять лишь Божьим умом, но никак не человеческим.Главное, чего мы должны опасаться, это вывода, что Бог несправедлив, поскольку, чтобы даровать Свою благодать, Он избирает некоторых, а не всех. Бог никогда не оценивает по стандартам, которые показались бы справедливыми человеческому суду. Неужели человек настолько глуп, чтобы допустить, что он, грешное творение, имеет более высокий стандарт того, что правильно, чем не знающий ошибок, беспредельно и вечно святой Бог? Что же это должна быть за гордость? В Псалме 49:21 Бог говорит: «Ты подумал, что Я такой же, как ты». Но как Бог не похож на человека, так же Он и не может придерживаться человеческих стандартов. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55:8-9).

62 просмотра0 комментариев

Comments


пост про страдание
bottom of page